Спасибо большое, уважаемая госпожа Федеральный канцлер, господин
Тельчик, дамы и господа! Весьма признателен за приглашение на столь
представительную конференцию, собравшую политиков, военных, предпринимателей,
экспертов из более чем 40 стран мира.
Формат конференции дает мне возможность избежать излишнего политеса и
необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими
штампами. Формат конференции позволяет сказать то, что я действительно думаю о
проблемах международной безопасности. И если мои рассуждения покажутся нашим
коллегам излишне полемически заостренными либо неточными, я прошу на меня не
сердиться – это ведь только конференция. И надеюсь, что после двух-трех минут
моего выступления господин Тельчик не включит там красный свет.
Итак. Известно, что проблематика международной безопасности – много
шире вопросов военно-политической стабильности. Это устойчивость мировой
экономики, преодоление бедности, экономическая безопасность и развитие
межцивилизационного диалога.
Такой всеобъемлющий, неделимый характер безопасности выражен и в ее
базовом принципе: "безопасность каждого – это безопасность всех". Как
сказал еще в первые дни разгоравшейся Второй мировой войны Франклин Рузвельт:
"Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается в опасности и под
угрозой". Эти слова продолжают сохранять актуальность и сегодня. Об этом,
кстати, свидетельствует и тема нашей конференции, которая здесь написана:
"Глобальные кризисы – глобальная ответственность".
Всего лишь два десятилетия назад мир был идеологически и экономически
расколот, а его безопасность обеспечивали огромные стратегические потенциалы
двух сверхдержав. Глобальное противостояние отодвигало на периферию
международных отношений и повестки дня крайне острые экономические и социальные
вопросы. И как всякая война – "война холодная" оставила нам и
"неразорвавшиеся снаряды", образно выражаясь. Имею в виду
идеологические стереотипы, двойные стандарты, иные шаблоны блокового мышления.
Предлагавшийся же после "холодной войны" однополярный мир –
тоже не состоялся.
История человечества, конечно, знает и периоды однополярного состояния
и стремления к мировому господству. Чего только не было в истории человечества.
Однако что же такое однополярный мир? Как бы ни украшали этот термин, он в
конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один
центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного
суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в
рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его
изнутри. И это ничего общего не имеет, конечно, с демократией. Потому что
демократия – это, как известно, власть большинства, при учете интересов и
мнений меньшинства.
Кстати говоря, Россию, нас – постоянно учат демократии. Но те, кто нас
учат, сами почему-то учиться не очень хотят.
Считаю, что для современного мира однополярная модель не только
неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве
в современном – именно в современном мире – не будет хватать ни
военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее – сама модель
является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть
морально-нравственной базы современной цивилизации.
Вместе с тем все, что происходит сегодня в мире, и сейчас мы только
начали дискутировать об этом – это следствие попыток внедрения именно этой
концепции в мировые дела – концепции однополярного мира.
А какой результат?
Односторонние, нелегитимные часто действия, не решили ни одной
проблемы. Более того, они стали генератором новых человеческих трагедий и
очагов напряженности. Судите сами: войн, локальных и региональных конфликтов
меньше не стало. Господин Тельчик вот об этом очень мягко упомянул. И людей в
этих конфликтах гибнет не меньше, а даже больше, чем раньше. Значительно
больше, значительно больше!
Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное
применение силы в международных делах – военной силы – силы, ввергающей мир в
пучину следующих один за одним конфликтов. В результате не хватает сил на
комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое
решение.
Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами
международного права. Больше того – отдельные нормы, да, по сути – чуть ли не
вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных
Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и
в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну, кому
это понравится? Кому это понравится?
В международных делах все чаще встречается стремление решить тот или
иной вопрос, исходя из так называемой политической целесообразности, основанной
на текущей политической конъюнктуре. И это, конечно, крайне опасно. И ведет к
тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности. Я хочу это подчеркнуть –
никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за
международным правом как за каменной стеной. Такая политика является, конечно,
катализатором гонки вооружений.
Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к
обладанию оружием массового уничтожения. Больше того – появились принципиально
новые угрозы, которые и раньше были известны, но сегодня приобретают глобальный
характер, такие, как терроризм.
Убежден, мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно
задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности.
И здесь надо отталкиваться от поиска разумного баланса между интересами
всех субъектов международного общения. Тем более сейчас, когда
"международный ландшафт" столь ощутимо и столь быстро меняется –
меняется за счет динамичного развития целого ряда государств и регионов.
Госпожа Федеральный канцлер упомянула уже об этом. Так, суммарный ВВП
Индии и Китая по паритетной покупательной способности уже больше, чем у
Соединенных Штатов Америки. А рассчитанный по тому же принципу ВВП государств
группы БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай – превосходит совокупный ВВП
Евросоюза. И, по оценкам экспертов, в обозримой исторической перспективе этот
разрыв будет только возрастать.
Не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров
мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет
укреплять многополярность.
В этой связи серьезно возрастает роль многосторонней дипломатии.
Открытость, транспарентность и предсказуемость в политике безальтернативны, а
применение силы должно быть действительно исключительной мерой так же, как и
применение смертной казни в правовых системах некоторых государств. Сегодня же
мы, наоборот, наблюдаем ситуацию, когда страны, в которых применение смертной
казни запрещено даже в отношении убийц и других преступников – опасных
преступников, несмотря на это такие страны легко идут на участие в военных
операциях, которые трудно назвать легитимными. А ведь в этих конфликтах гибнут
люди – сотни, тысячи мирных людей!
Но в то же время возникает вопрос: разве мы должны безучастно и
безвольно взирать на различные внутренние конфликты в отдельных странах, на
действия авторитарных режимов, тиранов, на распространение оружия массового
уничтожения? Именно по сути это и лежало в основе вопроса, который был задан
Федеральному канцлеру нашим уважаемым коллегой господином Либерманом. Ведь я
правильно понял Ваш вопрос (обращаясь к Либерману)? И, конечно, это вопрос
серьезный! Можем ли мы безучастно смотреть на то, что происходит? Я попробую
ответить на Ваш вопрос тоже. Конечно, мы не должны смотреть безучастно.
Конечно, нет.
Но есть ли у нас средства, чтобы противостоять этим угрозам? Конечно,
есть. Достаточно вспомнить недавнюю историю. Ведь произошел же мирный переход к
демократии в нашей стране? Ведь состоялась же мирная трансформация советского
режима – мирная трансформация! И какого режима! С каким количеством оружия, в
том числе ядерного оружия! Почему же сейчас, при каждом удобном случае нужно
бомбить и стрелять? Неужели в условиях отсутствия угрозы взаимного уничтожения
нам не хватает политической культуры, уважения к ценностям демократии и к
праву.
Убежден, единственным механизмом принятия решений по использованию
военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН. И в этой связи
я или не понял то, что было сказано совсем недавно нашим коллегой, министром
обороны Италии, либо он выразился неточно. Я, во всяком случае, услышал, что
легитимным применение силы может считаться только в том случае, если решение
принято в НАТО или в Евросоюзе, или в ООН. Если он действительно так считает,
то у нас с ним разные точки зрения. Или я ослышался. Легитимным можно считать
применение силы только, если решение принято на основе и в рамках ООН. И не
надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом. И когда
ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые
действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы
избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться.
В противном случае ситуация будет заходить лишь в тупик и умножать количество
тяжелых ошибок. При этом, конечно, нужно добиваться того, чтобы международное
право имело универсальный характер и в понимании, и в применении норм.
И нельзя забывать, что демократический образ действий в политике
обязательно предполагает дискуссию и кропотливую выработку решений.
Уважаемые дамы и господа!
Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана
и с очевидным застоем в области разоружения. Россия выступает за возобновление
диалога по этому важнейшему вопросу. Важно сохранить устойчивость
международно-правовой разоруженческой базы, при этом обеспечить преемственность
процесса сокращения ядерных вооружений.
Мы договорились с Соединенным Штатами Америки о сокращении наших
ядерных потенциалов на стратегических носителях до 1700–2200 ядерных боезарядов
к 31 декабря 2012 года. Россия намерена строго выполнять взятые на себя
обязательства. Надеемся, что и наши партнеры будут действовать также
транспарентно и не будут откладывать на всякий случай, на "черный
день" лишнюю пару сотен ядерных боезарядов. И, если сегодня новый министр
обороны Соединенных Штатов здесь нам объявит, что Соединенные Штаты не будут
прятать эти лишние заряды ни на складах, ни "под подушкой", ни
"под одеялом", я предлагаю всем встать и стоя это поприветствовать.
Это было бы очень важным заявлением.
Россия строго придерживается и намерена в дальнейшем придерживаться
Договора о нераспространении ядерного оружия и многостороннего режима контроля
за ракетными технологиями. Принципы, заложенные в этих документах, носят
универсальный характер.
В этой связи хотел бы вспомнить, что в 80-е годы СССР и Соединенные
Штаты подписали Договор о ликвидации целого класса ракет средней и малой
дальности, но универсального характера этому документу придано не было. Сегодня
такие ракеты уже имеет целый ряд стран: Корейская Народно-Демократическая
Республика, Республика Корея, Индия, Иран, Пакистан, Израиль. Многие другие
государства мира разрабатывают эти системы и планируют поставить их на
вооружение. И только Соединенные Штаты Америки и Россия несут обязательства не
создавать подобных систем вооружений. Ясно, что в этих условиях мы вынуждены
задуматься об обеспечении своей собственной безопасности.
Вместе с тем, нельзя допустить появления новых дестабилизирующих
высокотехнологичных видов оружия. Я уже не говорю о мерах по предупреждению
новых сфер конфронтации особенно в космосе. "Звездные войны", как
известно уже не фантастика, а реальность. Еще в середине 80-х годов [прошлого
века] наши американские партнеры на практике провели перехват собственного
спутника.
Милитаризация космоса, по мнению России, может спровоцировать
непредсказуемые для мирового сообщества последствия – не меньшие, чем начало
ядерной эры. И мы не раз выступали с инициативами, направленными на недопущение
оружия в космос.
Сегодня хотел бы проинформировать вас о том, что нами подготовлен
проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве.
В ближайшее время он будет направлен партнерам в качестве официального
предложения. Давайте работать над этим вместе.
Нас также не могут не тревожить планы по развертыванию элементов
системы противоракетной обороны в Европе. Кому нужен очередной виток неизбежной
в этом случае гонки вооружений? Глубоко сомневаюсь, что самим европейцам.
Ракетного оружия, реально угрожающего Европе, с дальностью действия порядка
5-8 тысяч километров, нет ни у одной из так называемых "проблемных
стран". И в обозримом будущем и обозримой перспективе – и не появится, и
не предвидится даже. Да и гипотетический пуск, например, северокорейской ракеты
по территории США через Западную Европу – это явно противоречит законам
баллистики. Как говорят у нас в России, это все равно, что "правой рукой
дотягиваться до левого уха".
И, находясь здесь, в Германии, не могу не упомянуть и о кризисном
состоянии Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе был
подписан в 1999 году. Он учитывал новую геополитическую реальность – ликвидацию
Варшавского блока. С тех пор прошло семь лет, и только четыре государства
ратифицировали этот документ, включая Российскую Федерацию.
Страны НАТО открыто заявили, что не ратифицируют Договор, включая
положения о фланговых ограничениях (о размещении на флангах определенного
количества вооруженных сил) до тех пор, пока Россия не выведет свои базы из
Грузии и Молдавии. Из Грузии наши войска выводятся, причем даже в ускоренном
порядке. Эти проблемы мы с нашими грузинскими коллегами решили, и это всем
известно. В Молдавии остается группировка в полторы тысячи военнослужащих,
которые выполняют миротворческие функции и охраняют склады с боеприпасами,
оставшиеся со времен СССР. И мы с господином Соланой постоянно обсуждаем этот
вопрос, он знает нашу позицию. Мы готовы и дальше работать по этому
направлению.
Но что же происходит в это же самое время? А в это самое время в
Болгарии и Румынии появляются так называемые легкие американские передовые базы
по пять тысяч штыков в каждой. Получается, что НАТО выдвигает свои передовые
силы к нашим государственным границам, а мы, строго выполняя Договор, никак не
реагируем на эти действия.
Думаю, очевидно, – процесс натовского расширения не имеет никакого
отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в
Европе. Наоборот – это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень
взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить – против
кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными
партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них
даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было
сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО
господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: "Сам факт,
что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ дает
Советскому Союзу твердые гарантии безопасности". Где эти гарантии?
Камни и бетонные блоки Берлинской стены давно разошлись на сувениры. Но
нельзя забывать, что ее падение стало возможным и благодаря историческому
выбору, в том числе нашего народа – народа России, выбору в пользу демократии и
свободы, открытости и искреннего партнерства со всеми членами большой
европейской семьи.
Сейчас же нам пытаются навязать уже новые разделительные линии и стены
– пусть виртуальные, но все-таки разделяющие, разрезающие наш общий континент.
Неужели вновь потребуются долгие годы и десятилетия, смена нескольких поколений
политиков, чтобы "разобрать" и "демонтировать" эти новые
стены?
Уважаемые дамы и господа!
Мы однозначно выступаем и за укрепление режима нераспространения.
Существующая международно-правовая база позволяет создавать технологии по
выработке ядерного топлива для использования его в мирных целях. И многие
страны с полным на то основанием, хотят создавать собственную ядерную
энергетику, как основу их энергетической независимости. Но мы также понимаем,
что эти технологии могут быть быстро трансформированы в получение оружейных
материалов.
Это вызывает серьезное международное напряжение. Яркий тому пример –
ситуация с иранской ядерной программой. Если международное сообщество не
выработает разумного решения этого конфликта интересов, мир и дальше будут
потрясать подобные дестабилизирующие кризисы, потому что пороговых стран
больше, чем Иран, и мы с вами об этом знаем. Мы будем постоянно сталкиваться с
угрозой распространения оружия массового уничтожения.
В прошлом году Россия выступила с инициативой создания
многонациональных центров по обогащению урана. Мы открыты к тому, чтобы
подобные центры создавались не только в России, но и в других странах, где на
легитимной основе существует мирная ядерная энергетика. Государства, желающие
развивать атомную энергетику, могли бы гарантированно получать топливо через
непосредственное участие в работе этих центров, конечно же, под строгим
контролем МАГАТЭ.
С российским предложением созвучны и последние инициативы Президента
Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша. Считаю, что Россия и США объективно и
в одинаковой степени заинтересованы в ужесточении режимов нераспространения
оружия массового уничтожения и средств его доставки. Именно наши страны,
являющиеся лидерами по ядерному и ракетному потенциалу, должны стать и лидерами
в разработке новых, более жестких мер в сфере нераспространения. Россия готова
к такой работе. Мы ведем консультации с нашими американскими друзьями.
В целом, речь должна идти о создании целой системы политических рычагов
и экономических стимулов – стимулов, при которых государства были бы
заинтересованы не создавать собственные мощности ядерного топливного цикла, но
имели бы возможность развивать атомную энергетику, укрепляя свой энергетический
потенциал.
В этой связи подробнее остановлюсь на международном энергетическом
сотрудничестве. Госпожа Федеральный канцлер тоже об этом коротко, но упомянула,
затронула эту тему. В энергетической сфере Россия ориентируется на создание
единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий. Очевидно, что цена на
энергоносители должна определяться рынком, а не являться предметом политических
спекуляций, экономического давления или шантажа.
Мы открыты для сотрудничества. Зарубежные компании участвуют в наших
крупнейших энергетических проектах. По различным оценкам, до 26 процентов
добычи нефти в России, – вот вдумайтесь в эту цифру, пожалуйста, – до 26
процентов добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Попробуйте,
попробуйте привести мне пример подобного широкого присутствия российского
бизнеса в ключевых отраслях экономики западных государств. Нет таких примеров!
Таких примеров нет.
Напомню также о соотношении инвестиций, поступающих в Россию и идущих
из России в другие страны мира. Соотношение – примерно пятнадцать к одному. Вот
вам зримый пример открытости и стабильности российской экономики.
Экономическая безопасность – это сфера, где всем следует придерживаться
единых принципов. Мы готовы честно конкурировать. Для этого у российской
экономики появляется все больше возможностей. Такую динамику объективно
оценивают эксперты и наши зарубежные партнеры. Так, недавно был повышен рейтинг
России в ОЭСР: из четвертой группы риска наша страна перешла в третью. И хотел
бы, пользуясь случаем, здесь, сегодня в Мюнхене, поблагодарить наших германских
коллег за содействие в принятии вышеназванного решения.
Далее. Как вы знаете, процесс присоединения России к ВТО вышел на
финальную стадию. Отмечу, что в ходе долгих, непростых переговоров мы не раз
слышали слова о свободе слова, о свободе торговли, о равных возможностях, но,
почему-то исключительно – применительно к нашему, российскому рынку.
И еще одна важна тема, прямо влияющая на глобальную безопасность.
Сегодня много говорят о борьбе с бедностью. Что здесь происходит на самом деле?
С одной стороны, на программы помощи беднейшим странам выделяются финансовые
ресурсы – и подчас немаленькие финансовые ресурсы. Но по-честному, и об этом
здесь многие тоже это знают, зачастую – под "освоение" компаниями
самих же стран-доноров. Но в тоже время, с другой стороны, в развитых странах
сохраняются субсидии в сельском хозяйстве, ограничивается для других доступ к
высоким технологиям.
И давайте называть вещи своими именами: получается, что одной рукой
раздается "благотворительная помощь", а другой – не только
консервируется экономическая отсталость, а еще и собирается прибыль.
Возникающее социальное напряжение в таких депрессивных регионах неизбежно
выливается в рост радикализма, экстремизма, подпитывает терроризм и локальные
конфликты. А если все это вдобавок происходит, скажем, на Ближнем Востоке в
условиях обостренного восприятия внешнего мира как несправедливого, то
возникает риск для глобальной дестабилизации.
Очевидно, что ведущие страны мира должны видеть эту угрозу. И,
соответственно, выстраивать более демократическую, справедливую систему
экономических отношений в мире – систему, дающую всем шанс и возможность для
развития.
Выступая на конференции по безопасности, уважаемые дамы и господа,
нельзя обойти молчанием и деятельность Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе. Как известно, она была создана, чтобы рассматривать
все, – я подчеркну это, – все, все аспекты безопасности: военно-политические,
экономические, гуманитарные, причем в их взаимосвязи.
Сегодня что мы видим на практике? Мы видим, что этот баланс явно
нарушен. ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения
внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И
под эту задачу "скроили" и бюрократический аппарат ОБСЕ, который
абсолютно никак не связан с государствами-учредителями. "Скроили" под
эту задачу процедуры принятия решений и использования так называемых
"неправительственных организаций". Формально, да, независимых, но
целенаправленно финансируемых, а значит – подконтрольных.
Согласно основополагающим документам, в гуманитарной сфере ОБСЕ
призвана оказывать странам-членам, по их просьбе, содействие в соблюдении
международных норм в области прав человека. Это важная задача. Мы ее
поддерживаем. Но вовсе это не означает вмешательство во внутренние дела других
стран, тем более, – навязывания этим государствам того, как они должны жить и
развиваться. Очевидно, что такое вмешательство отнюдь не способствует
вызреванию подлинно демократических государств. И наоборот, делает их
зависимыми, и как следствие – нестабильными в политическом и экономическом
плане.
Мы рассчитываем на то, что ОБСЕ будет руководствоваться своими
непосредственными задачами и выстраивать отношения с суверенными государствами
на основе уважения, доверия и транспарентности.
Уважаемые дамы и господа!
В заключение хотел бы отметить следующее. Мы очень часто, и я лично
очень часто слышу призывы к России со стороны наших партнеров, в том числе и со
стороны европейских партнеров, играть более и более активную роль в мировых
делах.
В этой связи позволю себе сделать одну маленькую ремарку. Вряд ли нас
нужно подталкивать и стимулировать к этому. Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда
она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику.
Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня.
Вместе с тем, мы хорошо видим, как изменился мир, реалистично оцениваем
свои собственные возможности и свой собственный потенциал. И, конечно, нам бы
также хотелось иметь дело с ответственными и тоже самостоятельными партнерами,
с которыми мы вместе могли бы работать над строительством справедливого и
демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех.
Благодарю за внимание.
* * *
Х. Тельчик: - Сердечное спасибо за Ваше важное выступление.
Прозвучали новые темы, в том числе вопрос о глобальной архитектуре, который в
последние годы не был на переднем плане; разоружение, контроль над
вооружениями, вопрос отношений Североатлантического альянса и России,
сотрудничество в области технологий. Есть еще целый ряд вопросов, и господин
Президент готов ответить.
Вопрос: - Многоуважаемый господин Президент, спасибо за Ваше
выступление. Хотел бы подчеркнуть, что в германском Бундестаге мы понимаем,
насколько важна Россия в качестве партнера Европы, и важна роль, которую Вы
играете. Об этом сказала и Федеральный канцлер в своем выступлении.
Я хотел бы, исходя из своего опыта, коснуться двух пунктов Вашего
выступления. Это, во-первых, оценка НАТО, его расширения, которое Вы считаете
опасным для России. Вы признаете, что расширение – это фактически не
расширение, а самоопределение демократических государств, которые захотели
пойти таким путем? И что НАТО затрудняется принимать государства, которые не
изъявляют такой готовности? Вы могли бы признаться в том, что за счет
расширения НАТО восточные границы стали более надежны, безопасны. Почему Вы
боитесь демократии? Я убежден, что только демократические государства могут
стать членами НАТО. Это стабилизирует соседей.
К вопросу о том, что происходит внутри Вашей страны. Убили Анну
Политковскую, это символ. Можно сказать, это касается многих журналистов,
страхи всякие, закон о неправительственных организациях – это вызывает тревогу.
Вопрос: - Я хорошо понимаю Ваше замечание о
нераспространении. Особенно в конце "холодной войны" мы видели
сокращение размещения ядерного оружия, но видели также и рост терроризма.
Ядерные материалы должны быть серьезно защищены от террористов.
Вопрос: - Коснусь вопроса, который был задан и Федеральному
канцлеру. Что будет дальше в Косово и в Сербии? Как Вы оцениваете М. Ахтисаари?
Какое влияние окажет Россия на решение этой проблемы?
Вопрос: - Вы можете прокомментировать опыт, который сложился
у российских военнослужащих в Чечне? О Вашем примечании по энергетике: Вы
изложили вкратце, что касается рыночной роли энергии в политике. Европейский
союз заинтересован в том, чтобы добиться заключения партнерского соглашения,
чтобы были зафиксированы принципы в области политики. Вы готовы обеспечить
надежность поставок ресурсов и включить в состав этого соглашения?
Вопрос: - Господин Президент, Вы выступили с искренними,
откровенными замечаниями. Надеюсь, Вы поймете мой откровенный и прямой вопрос.
В 90-е годы российские эксперты активно помогали Ирану в разработке ракетных
технологий. Иран сейчас имеет продвинутые ракеты среднего и дальнего радиуса
действия, что позволяет ему нанести удар по России и по части Европы. Они также
работают над тем, чтобы поместить на эти ракеты ядерные боеголовки. Ваша страна
предприняла усилия по переговорам с Ираном по этому вопросу и поддержала
резолюцию СБ ООН, чтобы не дать Ирану проводить такую политику.
Мой вопрос заключается в следующем: какие усилия предпримет Россия –
через ООН или иным образом – для того, чтобы прекратить эти очень серьезные
события в Иране?
Вопрос: - Я уверен, что историки не напишут в один прекрасный
день, что во время нашей конференции была объявлена вторая "холодная
война". Но могли бы. Вы говорили, что нужно и оказывать давление на Иран,
и давать положительные импульсы. Не правда ли, что Россия препятствует сильному
давлению в виде санкций, и, во-вторых, что касается поставок оружия туда, – это
их подбадривает, тем более, что оружие это оказалось в Ливане и в секторе Газа.
Как Вы можете это прокомментировать?
Вопрос: - Я понимаю Вашу искренность и надеюсь, что Вы
согласитесь с нашей искренностью. Во-первых, контроль над вооружениями. Кому
нужна гонка вооружений? Я хочу указать, что США не разрабатывают новое
стратегическое оружие уже более двух десятилетий, а Вы недавно испытали
"Тополь-М", который уже размещен в шахтах и на мобильных установках.
Вы критиковали США за односторонние действия и дважды сказали, что военные
действия могут быть законными, только если они одобрены ООН. США ведут боевые
действия в Ираке и Афганистане по решению ООН, а в Косово сегодня большинство
поддерживает миротворческую операцию в этой стране.
Мой вопрос такой: - говорите ли Вы сейчас, что, независимо от того, как
Россия рассматривает угрозу своим международным интересам, она не будет
предпринимать боевые действия без одобрения ООН?
Вопрос: - Вы говорили об опасности однополярного мира, когда
один суверен принимает решение без консультации с другими. В России, по мнению
многих, мы видим все более однополярное правительство, где конкурирующие центры
влияния вынуждены следовать партийной линии, будь то Госдума, руководство в
регионах, СМИ, бизнес-сообщество, НПО. Будет ли однополярное правительство
такого рода надежным партнером, когда речь идет об энергетической безопасности?
Владимир Путин: - Прежде всего хочу вас поблагодарить за эти вопросы.
Очень интересно. Жалко, что у нас мало времени, я с удовольствием бы с каждым из
вас провел отдельную дискуссию. Я это люблю, мне нравится.
Начну с последнего вопроса по поводу однополярности российского
правительства. В российском парламенте сегодня представлены Коммунистическая
партия Российской Федерации, партия "Единая Россия",
Либерально-демократическая партия, представлены другие политические силы,
которые принципиально, по своим основополагающим взглядам, отличаются друг от
друга. Если Вам это не известно, побеседуйте с руководством Коммунистической
партии Российской Федерации, а потом с лидером наших либеральных демократов
господином Жириновским. И Вы сразу же увидите разницу. Если Вам сейчас не
видно, побеседуйте с ними. Здесь нет никаких проблем – приехать в Москву и
поговорить.
Что касается того, как мы в будущем планируем это делать. Мы бы хотели,
чтобы у нас была зрелая политическая система, чтобы у нас была многопартийная
система с ответственными политиками, которые могут прогнозировать развитие
страны и ответственно действовать не только в период выборов и после них, а и
на длительную историческую перспективу. Вот будем к этому стремиться. Но эта
система, конечно же, будет многопартийной. Все наши действия внутри страны, в
том числе касающиеся изменения порядка избрания в Государственную Думу, в
парламент России, направлены именно на укрепление многопартийной системы в
стране.
Теперь о том, в состоянии ли наше Правительство действовать
ответственно при решении проблем энергетических поставок и по обеспечению
энергетической безопасности. Конечно, да! Более того, все, что мы делали до сих
пор и делаем сейчас, направлено на достижение только одной цели: перевести наши
отношения с потребителями и с транзитерами наших углеводородов на рыночные,
прозрачные принципы и – в долгосрочные контракты.
Напомню вам, и здесь напротив меня сидит мой коллега, Президент
Украины, он это знает так же, как и я: до прошлого года, пока мы с ним в
трудной дискуссии не приняли соответствующих решений, поставки наших
энергоносителей, прежде всего газа в Европу в течение 15 лет зависели от того,
договорятся ли Украина и Россия между собой по условиям и по ценам поставок
нашего газа на саму Украину, а если не договорятся – все, европейские
потребители сидели бы без газа. Такая ситуация вас устраивает? Думаю, нет. И
несмотря на все скандалы там и прочее, защиту интересов, борьбу мнений и так
далее, мы смогли договориться с Президентом Ющенко. Я считаю, что он принял
ответственное, исключительно правильное, абсолютно рыночное решение: мы
подписали контракты отдельно на поставку на Украину нашего газа, и отдельно –
на транзит в Европу на пять лет вперед. Спасибо нам нужно сказать – и нам, и
Украине, за это решение. И за Ваш вопрос спасибо, вопрос – хороший.
Лучше бы я отвечал сразу же на ваши вопросы.
Наша оценка расширения НАТО на Восток. Я уже говорил о гарантиях,
которые нам давали и которые сегодня не соблюдаются. Вы разве считаете это
нормальным в международных делах? Но Бог с ними, с этими гарантиями. Что
касается демократии и расширения НАТО. НАТО – это не универсальная организация
в отличие от Организации Объединенных Наций. Это, прежде всего,
военно-политический блок – военно-политический! И, конечно, обеспечение
собственной безопасности – это прерогатива любого суверенного государства. Мы с
этим и не спорим. Пожалуйста, мы против этого не возражаем. Но почему
обязательно нужно выдвигать военную инфраструктуру к нашим границам при
расширении? Вот на это нам может кто-нибудь ответить? Разве расширение военной
инфраструктуры связано с преодолением сегодняшних глобальных угроз? Допустим,
если мы будем говорить о главной из них сегодня – главной и для нас, и для США,
и для Европы: что это за угроза – это терроризм и борьба с ним.
Нужна Россия в борьбе с терроризмом? Конечно! Нужна ли Индия в борьбе с
терроризмом? Конечно! Но нас нет в НАТО, и других стран нет. А вот работать по
этой проблематике мы можем эффективно, только объединяя усилия. Так что
расширение тем более военной инфраструктуры и приближение ее к нашим границам и
демократический выбор отдельных государств между собой никак не связаны. И я бы
попросил эти два понятия не путать.
Знаете, я так "накарябал" здесь, что уже сам не разберу, что
я записал. Я тогда отвечу на то, что сам могу прочитать, а если я на что-то не
отвечу, вы напомните мне свои вопросы.
Что будет с Косово, с Сербией? Это могут знать только косовары и сербы.
И давайте не будем за них решать, как они устроят свою жизнь. Не нужно корчить
из себя Господа Бога и решать за все народы все их проблемы. Мы с вами можем
только создать условия и помочь людям разобраться в своих проблемах, – создать
условия, выступить гарантами определенных договоренностей. Но не нужно
навязывать им эти договоренности. Иначе мы загоним ситуацию в тупик. Если
кто-то из участников этого весьма сложного процесса между этими народами
почувствует себя оскорбленным, униженным, это будет тянуться веками. Мы только
загоним проблему в тупик.
И в чем заключается наша позиция? Наша позиция заключается в том, что
мы будем придерживаться именно этого принципа. И если мы увидим, что одна из сторон
явно не удовлетворена предлагаемыми способами разрешения ситуации, мы такое
решение поддерживать не будем.
Я не очень понял, что Вы имели в виду, когда спросили об опыте наших
военных в Чечне. Опыт малоприятный, но большой. Если Вас интересует в целом
ситуация в Чечне, то могу Вам сказать, что сейчас там избран парламент, избран
президент, действует правительство. Все органы власти и управления
сформированы. Привлечены к работе в республике практически все политические
силы Чечни. Для примера могу сказать, что членом парламента, допустим, там, в
Чечне, является сейчас бывший министр обороны правительства А. Масхадова. И мы
провели целую серию решений, которые позволили бывшим боевикам вернуться не
только к нормальной, но даже и к политической жизни в республике. Так что мы
предпочитаем сегодня действовать там экономическими и политическими средствами,
передав практически, почти на сто процентов, обеспечение безопасности в руки
самого чеченского народа. Потому что органы правопорядка, которые там сформированы,
почти на сто процентов состоят из местных граждан, из тех, кто проживает в
Чечне постоянно, – из чеченцев.
Что касается Ливана, тоже не очень понял, что Вы имеете в виду, но да,
как подтверждение того, что известная ситуация сложилась таким образом, как я
ее сейчас нарисовал, об этом говорит также направление нами в Ливан наших
военных строителей для восстановления мостов и инфраструктуры, разрушенной в
ходе конфликта с Израилем. И этих строителей охраняли подразделения, полностью
укомплектованные военнослужащими из Чечни и чеченцами по национальности. Мы
исходили из того, что наши военнослужащие должны будут работать в районах,
которые населены мусульманами, и если контингент, который охраняет наших
военных, будет укомплектован тоже мусульманами – хуже от этого не будет. И мы
не ошиблись. Действительно, местное население очень тепло встречало наших
военных строителей.
Теперь по соглашению в области энергетики с Евросоюзом, так я понял
вопрос? Мы уже многократно говорили, что мы не против того, чтобы согласовать
принципы наших отношений с Евросоюзом в сфере энергетики. Более того, те
принципы, которые заложены в Хартии, в общем и целом приемлемы. Но сама Хартия
нас не очень устраивает. Потому что она не только нами, она и нашими
европейскими партнерами не выполняется. Достаточно вспомнить закрытый до сих
пор для нас рынок ядерных материалов. Его же нам никто не открыл.
Есть и другие моменты, на которых я просто сейчас не хочу заострять
внимание, но принципы сами по себе – они уже используются нами в том числе и в
работе с немецкими компаниями. Я напомню о той сделке, которая состоялась между
"Газпромом" и компанией "БАСФ". Это, по сути, обмен
активами. Мы и дальше готовы так действовать. Мы готовы. Но в каждом конкретном
случае мы должны понять: что мы отдаем, что отдают наши партнеры, посчитать,
сделать независимую экспертную международную оценку и принять решение. Мы к
этой работе готовы. Мы то же самое совсем недавно сделали и с итальянскими
партнерами, с компанией «ЭНИ». Не только подписали с ними соглашение о
поставках до 2035 года, по-моему, но еще там речь идет и об обмене активами.
Вот сейчас мы то же самое, такой же вариант сотрудничества, изучаем и с нашими
украинскими друзьями. Этот процесс идет.
А стоит ли "заводить" эти принципы под крышу возможного
будущего основополагающего акта между Россией и Евросоюзом – по-разному можно
посмотреть. Но я считаю, что не стоит, потому что кроме энергетики в наших
взаимоотношениях с Евросоюзом есть и другие сферы сотрудничества: и сельское
хозяйство есть, есть высокие технологии, есть транспорт. И все очень остро,
очень интересно. Мы же не можем все подряд завести в основополагающий акт,
который должен быть рамочным документом. Или вы хотите, чтобы мы занесли туда
только то, что вам нужно, а то, что нам нужно, вынесли за рамки? Давайте мы
будем все-таки по-честному друг с другом дискутировать и принимать
взаимовыгодные решения.
"В 90-е годы Россия оказывала Ирану помощь в создании ракетной
техники". По-моему, вот Вы задали мне этот вопрос. "Сегодня иранцы
хотят оснастить эти ракеты ядерными боеголовками, имеют ракеты, которые могут
достичь Европы. Что Россия будет делать по иранской ядерной программе?"
Так?
Ну, во-первых, у меня нет сведений, что Россия в 90-е годы оказывала
Ирану помощь в создании их собственных ракетных технологий. Там активно очень
действовали другие страны. В том числе технологии шли по разным каналам. И у
нас есть свидетельства тому. Я в свое время передавал их напрямую Президенту
Соединенных Штатов. И из Европы идут технологии, и из азиатских стран.
Так что Россия здесь ни при чем. Уверяю Вас. Меньше всего здесь
замешана Россия. Меньше всего. Если вообще хоть как-нибудь замешана. Я в это
время работал еще в Петербурге, но мы не занимались этим. Могу Вас уверить. Но,
наверное, там, знаете, на уровне бизнеса что-то могло происходить. У нас
обучали специалистов в институтах и так далее. И мы по просьбе, по информации
наших американских партнеров на это жестко отреагировали. Сразу же и жестко. Но
вот реакции от других наших партнеров, в том числе из Европы, мы такой не
заметили. Более того, я не знаю, известно Вам или нет, должно быть известно: из
Соединенных Штатов до сих пор поступает военная техника и специальное
оборудование. До сих пор. До сих пор поступают из наличия в вооруженных силах,
из Пентагона, запчасти к самолетам F-14. В Соединенных Штатах даже по этому
поводу проводится, насколько мне известно, расследование. Несмотря на то, что
расследование идет, с границы эти запчасти забрали, вернули назад и через
некоторое время опять, по имеющимся у меня сведениям, – если они не точны,
проверьте их, – опять на границе задержали те же самые грузы. Даже с пометкой
"вещественное доказательство".
Знаете, этот поток действительно трудновато остановить. Нужно
действовать совместно.
По поводу того, что у Ирана есть ракеты, которые угрожают Европе. Вы
ошибаетесь. Сегодня у Ирана – вот здесь есть господин Гейтс, который наверняка
знает эту информацию точнее, чем я, и наш Министр обороны – у Ирана сегодня
есть ракеты с дальностью 2000 километров.
Сергей Иванов: - 1600-1700 километров.
Владимир Путин: - 1600-1700 километров. Всего. Ну посчитайте, сколько
километров от границы Ирана до Мюнхена. Нет у Ирана таких ракет. Они только
планируют разработать на 2400. И то неизвестно, смогут ли они это сделать
технологически. А вот уже 4, 5, 6 тысяч километров – я думаю, что для этого
нужна просто другая экономика даже. Так что это маловероятно вообще. И Иран
Европе не угрожает. Что касается того, что они собираются разместить ядерные
заряды – у нас нет таких сведений, ядерные боеголовки поставить – у нас таких
сведений нет.
Вот Северная Корея произвела испытания ядерного взрывного устройства.
Иранцы нам все время говорят, что их ядерная программа носит мирный характер.
Но я с Вами согласен, согласен в том, что у международного сообщества есть
озабоченности по поводу характера и качества ядерных программ Ирана. И господин
Эль-Барадей недавно сформулировал эти озабоченности, по-моему, в шести или семи
пунктах. И здесь я с Вами солидарен. И мне не понятно, почему иранская сторона
до сих пор не отреагировала позитивным и конструктивным образом на эти
озабоченности и предложения Эль-Барадея – снять эти озабоченности. Мне это тоже
не понятно – так же, как и Вам.
Что мы будем делать? Я думаю, что вместе мы должны набраться терпения и
аккуратно работать. Да, правильно, создавая и стимулы, и показывая иранскому
руководству, что сотрудничество с международным сообществом гораздо лучше, чем
конфронтация.
Да, опять вот по поставкам оружия в Иран. Вы знаете, разговоров больше,
чем этих поставок. У нас ВТС, военно-техническое сотрудничество с Ираном
минимальное. Просто минимальное. Там оно исчисляется я не знаю какими цифрами.
Вообще мы в регион Ближнего Востока в разы поставляем вооружения меньше, чем
другие страны, и в том числе Соединенные Штаты. Просто в разы – никакого
сравнения нет. Мы поставили туда системы противовоздушной обороны недавно, –
это действительно так, – среднего радиуса действия – от 30 до 50 километров
примерно. Это правда. Зачем мы это сделали? Я могу объяснить. Мы сделали это
для того, чтобы Иран не чувствовал себя загнанным в угол. Не чувствовал, что он
находится в каком-то враждебном окружении, и понимал, что у него есть канал для
общения, понимал, что у него есть друзья, которым можно доверять. Мы очень
рассчитываем на то, что и иранская сторона поймет и услышит наши сигналы.
По поводу нашего оружия в Ливане и в секторе Газа. В секторе Газа я
вообще не слышал о том, что присутствует наше оружие. Я не видел такого. Ну
автомат Калашникова – вообще автомат самой распространенной системы стрелкового
оружия в мире. Он, наверное, везде есть. Наверное, и в Германии на вооружении
стоят еще автоматы Калашникова, во всяком случае, еще не уничтожены, – сто
процентов.
В Ливане да. Там действительно были замечены ящики из-под наших
противотанковых систем. Это правда. Мне об этом наши израильские партнеры сразу
же сообщили. Мы провели тщательное расследование того, что там происходило. И
установили, что эти системы остались на территории Ливана после того, как из
него ушла сирийская армия. Мы провели соответствующую работу с сирийскими
партнерами и обусловили наше дальнейшее сотрудничество в области
военно-технического взаимодействия с Сирией необходимыми условиями, которые
исключили бы возможность попадания оружия в чьи бы то ни было руки, кроме тех,
для кого оно предназначены. Такая система выработана. В том числе мы
договорились о системе возможных инспекций на складах в любое удобное время для
российских специалистов. На складах после поставок наших систем в Сирию.
"США не разрабатывают стратегическое оружие, а Россия
разрабатывает. Не будет ли Россия применять силу без санкций ООН в будущем?
Россия разрабатывает системы стратегического оружия".
Прекрасный вопрос, замечательный! Я Вам очень за него благодарен. Это
дает мне возможность показать суть происходящих событий. Ведь чему мы за
последние десятилетия обязаны, если мы говорим о том, что противостояние было,
а большой войны все-таки не произошло в период противостояния двух сверхдержав
и двух систем? Мы обязаны балансу сил между двумя этими самыми супердержавами.
Был баланс и страх взаимного уничтожения. И одна сторона боялась шаг ступить
лишний без того, чтобы не посоветоваться с другой в последнее время. И это был
хрупкий мир, конечно, и страшноватый. Но он был достаточно надежным, как
выясняется сегодня. Сегодня он, оказывается, и не такой уж надежный.
Да, Соединенные Штаты не разрабатывают, якобы, наступательного оружия.
Во всяком случае, общественности об этом не известно. Хотя наверняка
разрабатывают. Но мы даже сейчас спрашивать об этом не будем. Мы знаем, что
разработки идут. Но сделаем вид, что мы об этом не знаем: не разрабатывают. Но
что мы знаем? Это то, что в Соединенных Штатах активно разрабатывается и уже
внедряется система противоракетной обороны. Да, сегодня она неэффективна, и мы
точно не знаем, будет ли она вообще когда-нибудь эффективной. Но теоретически
она ведь для этого и создается. Значит, опять же гипотетически мы исходим из
того, что когда-то наступит момент, когда возможная угроза со стороны наших ядерных
сил будет полностью нейтрализована. Сегодняшних ядерных сил России. А если это
так, то это означает, что баланс будет абсолютно нарушен, и что у одной из
сторон возникнет ощущение полной безопасности, а значит, это развязывает ей
руки не только в локальных, а, возможно, уже и в глобальных конфликтах.
Мы же с вами сейчас дискутируем. Я не хочу никого подозревать в
какой-то агрессивности. Но система отношений – это так же, как математика. Она
не имеет личного измерения. И мы должны, конечно, на это реагировать. Как? Или
так же, как вы, и строить многомиллиардную противоракетную систему, систему
противоракетной обороны, либо, имея в виду наши сегодняшние возможности –
экономические, финансовые – ответить ассиметрично. Чтобы все поняли, что да,
система противоракетной обороны есть, но она в отношении России бессмысленна,
потому что у нас есть такое оружие, которое ее легко преодолевает. Вот мы по
этому пути и пойдем. Это дешевле для нас. Но это никак не направлено против
самих Соединенных Штатов.
Я полностью согласен, если Вы говорите, что система ПРО не направлена
против нас, то и наше новое оружие не направлено против вас. И я полностью
здесь согласен с моим коллегой и другом – я, знаете, не побоюсь этого слова,
при всех разногласиях я считаю Президента Соединенных Штатов своим другом. Он
порядочный человек, я знаю, что на него там всех собак сегодня могут повесить в
Соединенных Штатах за все, что делается и на международной арене, и внутри. Но
я знаю, что это порядочный человек, и с ним можно разговаривать и
договариваться. Ну так вот, мы когда с ним говорим, он говорит: «Я исхожу из
того, что Россия и США никогда уже не будут противниками и врагами». Я с ним
согласен. Но повторяю еще раз: вот эта симметрия и асимметрия – здесь нет
ничего личного. Это просто расчет.
Теперь по поводу того, будет ли Россия применять военную силу без
санкций ООН. Мы будем действовать всегда строго в рамках международного права.
Мое базовое образование все-таки юридическое, и я позволю себе напомнить – и
себе, и моим коллегам – что в соответствии с Уставом ООН в случае проведения
миротворческих операций нужны санкции Организации Объединенных Наций, Совета
Безопасности ООН. В случае проведения миротворческих операций. Но в Уставе ООН
есть и статья о праве на самооборону. И здесь никаких санкций уже не нужно.
Так. Что я забыл?
Вопрос: - В моем вопросе речь шла о многополярности в самой
России как таковой и о том, что касается отношения международного сообщества в
отношении России, если она не соблюдает эти принципы: убийства журналистов,
страхи, боязнь, отсутствие свободы, неправительственные организации.
Владимир Путин: - Я два слова скажу. Там был другой какой-то вопрос,
на этот я в принципе уже отвечал, когда говорил о составе российского
парламента. Посмотрите, кто там представлен и какие политические взгляды у тех
людей, которые занимают лидирующие позиции в парламенте, легитимные партии. Что
касается неправительственных организаций, то они активно работают в России. Да,
мы ввели новую систему их регистрации. Она мало чем отличается от систем
регистрации в других странах. И никаких замечаний от самих неправительственных
организаций мы пока не видели. Мы практически никому не отказали в регистрации.
Там есть два-три случая по чисто формальным условиям, и эти неправительственные
организации работают над тем, чтобы исправить какие-то положения устава и так
далее. По субстантивным, сущностным вопросам никому не отказано. Все самым
активными образом трудятся и будут трудиться дальше.
Что нас беспокоит? Я могу сказать и думаю, что это понятно для всех:
вот когда эти неправительственные организации финансируются по сути
иностранными правительствами, то мы рассматриваем это как инструмент
иностранных государств в проведении политики в отношении нашей страны. Это
первое. И второе. Во всех странах существуют определенные правила
финансирования, скажем, избирательных кампаний. Через неправительственные
организации идет финансирование от правительственных источников других стран, в
том числе и в рамках правительственных кампаний. Ну куда это годится? Это что,
нормальная демократия что ли? Это скрытое финансирование. Скрытое от общества.
Чего же здесь демократичного? Можете Вы мне сказать? Нет! Не можете. И не
скажете никогда. Потому что это не демократия, а просто влияние одного
государства на другое.
Но мы заинтересованы в том, чтобы развивалось гражданское общество в
самой России, чтобы оно ругало власти, критиковало, помогало власти определять
свои собственные ошибки, корректировать свою политику в интересах людей. В этом
мы, безусловно, заинтересованы, и мы будем поддерживать гражданское общество и
неправительственные организации.
Что касается страхов там и так далее. Знаете, у нас меньше страхов
сегодня, чем во многих других странах. Потому что за последние годы мы
кардинально изменили ситуацию в сфере экономики и благосостояния граждан. У нас
еще очень много проблем. И у нас очень много нерешенных проблем. В том числе
проблем, связанных с бедностью. И вот я Вам скажу, что страхи-то в основном
исходят отсюда.
Что касается журналистов, то да, это большая, сложная проблема. И
журналисты гибнут не только, кстати говоря, у нас, в России, но и в других
странах. Больше всего журналистов погибло где? Вы же специалист, можете,
наверное, сказать, в какой стране больше всего погибло журналистов за последние,
скажем, год-полтора? В Ираке больше всего погибло журналистов.
Что касается трагедий в нашей стране, мы, безусловно, будем самым
тщательным образом бороться с этими явлениями и жестко карать всех
преступников, которые пытаются подорвать и доверие к России и расшатать нашу
политическую систему.
Спасибо вам за внимание.
Видео Мюнхенской речи:
Приложение:
Документальный фильм Никиты
Михалкова о Путине «55», посвящённый 55-и летию Президента.
Материал взят с - www.vesti.ru
Найти другие материалы в Интернете>>>