"Газовая война" в российско-украинских отношениях, взрыв на
газопроводе "Северный Кавказ - Закавказье" и переговоры Путина и Ниязова
о создании совместных российско-туркменских предприятий по добыче и
транспортировке энергоносителей очевидным образом делают тему газа главной в
политических новостях.
Газ в мировой экономике является очень серьезной темой, представляя
собой важнейший источник энергии и, по сути, "дубль нефти". Но если
рынок нефти является демонополизированным, и здесь действуют рыночные принципы,
то газовые корпорации, как правило, являются монополиями во всех странах
Европы. И это не случайно - газ является резервной энергией мировой экономики.
Это очень важный стратегический момент и поэтому геополитика газа принадлежит к
более серьезным экономическим циклам, чем геополитика других энергоносителей.
В современном мире происходят очень важные фундаментальные
геополитические процессы, связанные с созданием однополярного мира, который
является геополитическим результатом окончания холодной войны.
Американская стратегическая мысль уже давно движется с учетом всех
геополитических реалий, и если мы поймем логику их геополитического видения, то
поймем многие закономерности, связанные с рынком газа и с теми процессами,
которые происходят в этой сфере под "патронажем" США.
Для полного утверждения однополярного мира Соединенным Штатам Америки и
их атлантическим союзникам во всем мире необходимо получить контроль над
Европой, Россией, исламским миром и Китаем и не допустить их самостоятельного
конкурентного возвышения.
Но существует и противоположная, евразийская позиция, где Евразия
мыслится как субъект и где выстраивается альтернативная контрстратегия. Эта
контрстратегия состоит в том, чтобы найти общие точки соприкосновения между
всеми большими пространствами евразийского материка для того, чтобы
сбалансировать американский полюс и создать некое равновесие.
Атлантическая геополитика, понимая, что партнерство больших пространств
евразийского материка может составить серьезнейшую конкуренцию и сорвать планы
мировой доминации однополярного мира, делает все возможное, чтобы не допустить
такого альянса.
Как все это проецируется на газовую сферу? Здесь сразу заметен один
очень интересный момент: основные запасы газа, которые, как мы выяснили,
являются резервной энергетикой мира, находятся как раз на евразийском материке,
это 70% газовых запасов. Первое место по запасам газа занимает Россия, второе -
Иран, дальше - Саудовская Аравия. Также газ есть в Туркмении, Казахстане и т.д.
А вот потребители газа, в большинстве своем, находятся на периферии
Евразийского материка.
Если мы посмотрим на экономику Евразии отвлеченно, с точки зрения чисто
экономической, не отягченной никакими политическими и национальными
соображениями логики, мы увидим, что баланс газового рынка привел бы к очень
быстрому гармоничному и стабильному развитию всех евразийских пространств. Если
рассматривать российский газ как стратегический потенциал, то колоссальные
средства, получаемые за счет продажи и поставки газа, могли бы идти на
экономическое развитие, инвестироваться в развитие высоких технологий, в
создание нового поколения экономики, модернизации и т.д.
Единая газовая энергосистема Евразии, которая могла бы возникнуть, если
отвлечься от геополитических и неэкономических, негазовых факторов, но которая
соответствует нынешнему положению дел между предложением и спросом, этот
рыночный фундаментал сам по себе создал бы сегодня оптимальные условия для
развития экономики всех евразийских государств. Но именно этому стремятся любым
образом, не по экономическим, не по рыночным соображениям, а, используя разные
другие формы нерыночного воздействия, помешать США. Именно такого развития
газовой энергетики и не надо глобализму, не надо однополярному миру.
Для этого применяется традиционная для атлантистов стратегия санитарных
кордонов. Речь идет о том, что когда на Евразийском континенте возникают два
союзника, объединение которых представляет собой серьезную угрозу для третьего
(атлантического полюса), тогда между этими союзниками создается расширенная
конфликтная территория. Именно такая зона и именно с такими геополитическими
целями создается сегодня между Европой и Россией.
Европа и Россия по объективным причинам, с точки зрения всех
геополитических соображений, просто обречены на определенное сближение. У
Европы есть то, что нужно России, а у России есть то, что нужно Европе.
Свободный рыночный обмен между ними, в том числе определенными технологиями,
ресурсами, потенциалом безопасности - это то, что естественными образом
вписывается в интересы обоих пространств, но не вписывается в интересы США. И
чтобы не допустить такого опасного для США сближения Европы и России, создается
то, что называется "Новой Европой", - это восточно-европейские
страны, срочно и эксклюзивно принятые в Евросоюз и в НАТО, и которые при этом
больше ориентируются на Вашингтон, чем на Берлин, Брюссель или Париж. По
отношению к России они выступают в жесткой оппозиции, это бывшие страны
Восточного лагеря. Этот санитарный кордон сейчас расширяется на наших глазах. К
нему, безусловно, принадлежат Польша, страны Балтии, Украина и Молдавия. Мы
знаем, что именно страны "Новой Европы" являются главными
антироссийскими активистами на всех европейских совещаниях и постоянно требуют
самых жестких мер против России.
Такой же санитарный кордон создается и на Кавказе. Здесь цель стратегии
атлантистов - посеять раздор между Россией и исламским миром, который
волей-неволей реагирует на то, что происходит на населенном преимущественно
мусульманами российском Кавказе.
Нечто подобное происходит также в Центральной и Средней Азии.
С помощью кордонов предотвращается сближение России с Европой,
исламским миром и Китаем.
Здесь мы подходим вплотную к важнейшему моменту газовой проблематики,
поскольку газ является той фундаментальной инфраструктурой, которая в большой
степени аффектирует евразийский альянс. Именно газ является главным аргументом
в решении вопроса о сохранении или распаде СНГ. Если СНГ реализует евразийскую
модель, то все страны, которые зависят напрямую от российского газа - Украина,
Белоруссия, Молдова, будучи мостом между Россией и Европой, т. е. выполняя
евразийскую функцию соединения, становятся зоной взаимного развития. Через
российский газ и сближение России с Европой они автоматически получают оба
фундаментальных для их развития экономических фактора - российскую энергетику и
европейские технологии. В этом и заключался смысл создания ЕврАзЭС и ЕЭП - для
того, чтобы превратить эти страны в соучастников евразийского развития.
И поэтому ситуация вокруг российского газа, что касается поставок газа
на Украину, в Белоруссию, вообще все, что связано с этими вопросами,
приобретает совершенно иное значение и становится из интегрирующего фактора
дезинтегрирующим.
Можно сказать, что сейчас в вопросе газоснабжения Россия относится к странам
СНГ в духе постсоветской инерции. Здесь экономические и политические интересы
переплетаются, как и везде, в геополитике природных ресурсов, но ясного
представления, ясной парадигмы и модели переплетения этих интересов в поставках
российского газа в ближнее зарубежье нет, эта модель отсутствует. Это дает
огромное пространство для политических и экономических спекуляций.
Такое состояние в газовом секторе в отношениях России со странами СНГ
будет в любом случае изменено и в самое ближайшее время. Изменение возможно в
двух направлениях. Либо Россия, устав от такой невнятной собственной позиции в
отношении стран СНГ, "заставит" все страны СНГ платить за газ его
полную стоимость по мировым стандартам, что сорвет в итоге любые интеграционные
процессы на постсоветском пространстве, которые и так уже на ладан дышат. Либо
будет выстроена четкая евразийская модель: газ в обмен на интеграцию.
Приблизительно по такому принципу: хотите платить за газ меньше - вступайте в
ЕврАзЭС и ЕЭП со всеми интеграционными обязательствами и не мешайте проводить
евразийскую политику в отношении других пространств, т.е. откажитесь от функций
санитарного кордона, и тогда вы получите газ в пять раз дешевле. Не откажетесь
от функций санитарного кордона - мы прекратим отдавать газ по льготной цене.
Украинская "газовая война", последних месяцев является яркой
иллюстрацией к вышесказанному.
С другими поставщиками газа из СНГ следует также работать по
интеграционной схеме. Подчас выгоднее осуществлять поставки газа в перекрестном
режиме или на основе общей системы владения трубопроводами и компрессорными
станциями. Здесь, кстати, можно выработать особую модель широкой системы льгот
для участников евразийской газовой сети, для тех стран, которые поддерживают
политические интеграционные процессы, как Казахстан, и вовлекая через газ и
очевидное понимание общих интересов в этой сфере в интеграционные процессы
такие страны, как Туркменистан.
Потребность в газе в Европе возрастает. Наш газ – гарант развития
геополитической субъектности Европы. Именно рыночный фундаментал евразийского
газа есть стабильный силовой фактор, значение которого в отношениях России с
Европой следует осознать, оно гораздо глубже текущей конъюнктуры спроса и
предложения.
Модели и методологии поставок российского газа в Европу – это гораздо
серьезнее, нежели закрытие или незакрытие бюджета. Это будущее нашей страны,
будущее нашего континента, будущее человечества. Правильная модель работы с
российским газом в Европе означает создание предпосылок многополярного мира,
неправильная модель работы с российским газом в Европе означает подыгрыш тем,
кто хочет строить однополярный мир.
Газ внутри России также выполняет огромную функцию. Газовая сеть может
быть и должна быть инструментом интеграции всего российского пространства, но в
каких-то условиях, если не будет достаточной гибкости и если обеспечение газом
не будет соотнесено с социально-политическими процессами и критериями, может
служить и инструментом распада России. Это очень принципиально.
Например, возьмем такое явление, как шесть ценовых зон на газ в РФ: чем
дальше от центров добычи, тем больше определенным образом цена. Понятно, что
речь идет о заведомой мине социального значения, подведенной под отдаленные от
газовых месторождений территории, а, соответственно, об угрозе территориальной
целостности России. С другой стороны, газификация российского пространства –
это залог экономического и социально-инфраструктурного развития.
Либерализация цен, тарифов на газ должна проходить крайне осторожно,
еще более осторожно, чем в любых других областях. Понятно, что цены на нефть
либерализовывать тоже крайне опасно, но газ - это тот стратегический
фундаментал, с которым надо быть особенно осторожным. Это очень принципиальный
вопрос, поскольку газовая сфера – это та слабо видимая, но на самом деле
фундаментальная подземная составляющая российской геополитической системы.
Очень важно сделать экспорт газа прибыльным и инвестировать средства в
развитие не только самой отрасли, но и вообще в развитие рынка и высоких
технологий. Если Россия останется только в статусе поставщика природных
ресурсов, долго мы не протянем. Мы должны использовать наши энергетические
преимущества в наличии природных ресурсов для того, чтобы действительно начать
серьезное построение действующей, эффективной и современной национальной
экономики.
"Газпром" по сути - это синоним России в геоэкономическом
смысле, и поэтому стратегическое планирование, геополитическая экспертиза
проектов и постоянный политический консалтинг и аналитика высочайшего уровня
должны быть нормой существования "Газпрома".
Необходимо, чтобы связка между Президентом, российской властью и
"Газпромом" основывалась на продуманной и четко выстроенной стратегической
парадигме, поскольку "Газпром" решает государственные задачи, а
государство сплошь и рядом решает задачи "Газпрома". Но зависеть от
случайного фактора в такой сложной геополитической ситуации, в которой мы
оказались, крайне не хотелось бы.
Материал взят с – www.evrazia.org
Найти другие
материалы в Интернете>>>