Кирилл Фролов

Расчленение Московского Патриархата – стратегия Вашингтона.

Оранжевые власти форсируют смену веры на Украине.

 

Cуть проблемы

Костинцы, Свято-Михайловский храм

Шубранец, Свято-Георгиевский храм

Догматическая, каноническая и историческая оценка идеи "Украинской поместной церкви"

Каков же православный ответ?

Мученики за веру, от автокефалистов убиенные

Церковно-политический аспект

 

Cуть проблемы

 Вполне естественно, что по всем вопросам, которые касаются будущего народов и государств, разворачивается общенациональная полемика, в которую включаются все общественные и интеллектуальные силы. Всем памятна полемика и ожесточенная борьба вокруг сохранения СССР, против «брестского мира» постсоветской эпохи-договора с Украиной. Между тем, в наше время ожесточеннейшая борьба происходит вокруг другого важнейшего вопроса-единства и целостности Русской Православной Церкви, единственной нерасчлененной структуры с центром в Москве практически на всем пространстве СНГ, «последней крепости» Исторической России и разделенного русского народа.

Однако, Церковь в борьбе за свое единство предоставлена сама себе. Российское общество словно не замечает происходящих событий. Между тем, противники России придают вопросу расчленения РПЦ колоссальное значение, вкладывают огромные политические и информационные ресурсы. Не секрет, что вмешательство во внутрицерковные дела приобрело на Украине черты государственной политики. Именно власти инициировали и поддержали микроскопические раскольнические структуры УАПЦ, а затем создали т.н. «Киевский Патриархат» (акцентуация на этом факте необходима для того, чтобы указать на искусственную, а не естественную природу церковных расколов на Украине), для того, чтобы использовать эти раскольнические структуры как инструмент шантажа канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата с целью добиться от нее отделения от московского духовно-административного центра. Многолетний шантаж (1991-2000 г.г.) ни к чему не приводит, раскольнические структуры, несмотря на мощнейшую поддержку, так и остаются маргинальными.

Доминирование Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве вызывает явное раздражение оппонентов России, некоторые из которых, например Бжезинский, называют русское Православие врагом №1 для США. А известный европейский «кремленолог» Ален Безансон утверждает, что «международное коммунистическое движение сейчас ликвидировано, его в определенной степени заменила духовная сила – это государственная Российская Православная Церковь. Она сохранила мощное средство давления на то, что в России называют «ближним зарубежьем, т.е. на Украину, Беларусь и некоторую часть прибалтийских стран. Она позволяет влиять на православную дугу Европы, т.е. на Грецию, Румынию, Болгарию и Сербию». А его киевский коллега Владимир Еленский констатирует – «Епископат и значительная часть клира Русской Православной Церкви постоянно подчеркивают противоестественность раздела СССР и являются одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм».

Видя бесперспективность лобовой атаки против РПЦ, которая ее только консолидирует, ее противники пошли другим путем. А именно поиском наиболее слабого звена в православном мире, через которое можно осуществить демонтаж Московского Патриархата теперь уже квазилегетимным путем. Такое слабое звено нашлось в лице Константинопольского Патриарха Варфоломея (Архондарис), первоиерарха одной из самых мелких Церквей Православного мира, вся паства которой составляет не более одной московской епархии РПЦ. Со времен падения Византийской империи Константинопольские патриархи потеряли политическую самостоятельность, стали фактическими залолжниками Османской империи, но сохраняли свою преданность православному вероучению, использовали свой авторитет для политической поддержки преемницы Византии – Российского царства (так, Константинопольский патриарх Паисий сыграл важную роль в принятии малороссийским гетманом Богданом Хмельницким решения о московском подданстве).

Однако в 1920-е годы в Константинопольском патриархате произошел церковно-политический переворот, в результате которого к власти пришли сторонники радикальной реформации Православия и экуменизма, которые поддержали т.н. обновленческий раскол в СССР, способствовали разгрому православного монашества и старчества Валаамского монастыря, придерживавшегося строго ортодоксальных позиций. Таким образом, к политической зависимости прибавилась еще и вероисповедная шаткость. В таком виде Константинопольская Патриархия существует и в наши дни – патриарх имеет право служить только четыре раза в год, митрополиты, епископы и священники не имеют права ходить по Стамбулу в священнической одежде, турецкими властями закрыта духовная семинария на острове Халки, экуменическая политика Константинополя вызывает мощнейшую оппозицию как в греческих (в лице Иерусалимского патриархата и монашеской республики на Афоне – «нерва» мирового Православия), так и в славянских Православных Церквях.

В свою очередь, известные круги США, пользуясь зависимым положением Константинопольского Патриархата, принуждают его к беспрецедентному вмешательству во внутренние дела Русской Православной Церкви с целью ее максимального расчленения (следует отметить, что все действия, о которых речь пойдет ниже, не имеют и тени легитимности с православно-канонической точки зрения). Полигоном избирается Эстония. В 1996 году Константинополь создает там параллельную с московской епархию. В ответ Московский Патриархат прерывает церковное общение с Константинополем. Но Русская Церковь остается в политическом вакууме – либеральный политес и СМИ обвиняют Московскую Патриархию в пресловутых имперских амбициях, и «с пониманием» относятся к стремлению эстонских властей освободиться от «последней крепости» Москвы – РПЦ. Однако, видя жесткий ответ Московского Патриарха, Варфоломей предлагает зыбкий компромисс – согласие на сосуществование двух параллельных епархий в Эстонии (каноническое церковное право не предусматривает никаких параллельных юрисдикций, есть только один принцип – одна область – одна епархия, любое вмешательство считается расколом), в обмен на принцип свободного самоопределения приходов и юридическую регистрацию Эстонской Церкви Московского Патриархата. Церковное общение было восстановлено именно на этих условиях. Соответствующий документ был подписан на переговорах в Цюрихе в 1996 г. Однако данное соглашение было использовано Варфоломеем лишь для укрепления своей юрисдикции в Эстонии. Эстонская Апостольская Церковь Московского Патриархата до сих пор не зарегистрирована.

Одновременно Стамбульский патриарх готовится к главному «прыжку» – на Украину. В 1995 году он принимает в свою юрисдикцию т.н. «Украинскую Православную Церковь в США», являющуюся одной из группировок т.н. «Украинской автокефальной церкви» – не имеющей законной иерархии структуры протестантского толка. Таким образом Константинопольский патриархат сделал свое каноническое положение еще более уязвимым – отныне в его структуре имеется группа с самопровозглашенными епископами. Таким образом, нарушается апостольское преемство (непрерывная цепь рукоположений епископов, которая тянется от апостолов, является необходимым условием бытия Церкви как таковой) самого Константинопольского Патриархата. Принимая эту группу в свой состав, Варфоломей сделал беспрецедентное и попросту абсурдное заявление, что он признает Московскую Патриархию только в границах 1591 года – времени ее установления. Таким образом он оформил свои претензии не только на Украину, но и на Белоруссию и даже Смоленскую епархию, которая входила тогда в состав Киевской митрополии. Смехотворность данного заявления в том, что Константинопольские патриархи в течении трехста лет не сомневались в каноничности перехода Киевской митрополии под власть патриарха Московского в 1686 году и этого вопроса попросту не существовало. Мало того, подобные заявления имеют далеко идущие последствия – Киевская митрополия, добровольно воссоединившаяся в 1686 году с Московским Патриархатом, включала в себя территории нынешней Центральной Украины, Белоруссии и Смоленской области. Что, Константинополь претендует и на эти территории? Однако, тогдашняя Киевская митрополия не включала в себя территории Донбасса, Крыма, Новороссии, Харьковской области и Закарпатья, поэтому подобные заявления могут выйти боком патриарху Варфоломею.

Главные действия начались в 2000 году. Перед смертью «патриарх» УАПЦ Димитрий Ярема оставил завещание, в котором предложил своим последователем переходить в юрисдикцию УПЦ в США. В этом завещании принял участие «архиепископ» УАПЦ Игорь Исиченко, деятель откровенно проуниатской ориентации. В ответ на завещание «митрополит» Константин (Баган), лидер УПЦ в США под юрисдикцией Константинопольского Патриархата заявил о своем вступлении в управлении УАПЦ. Таким образом Константинопольский Патриархат, де-факто вступил в управление УАПЦ. 14-15 сентября в Киеве прошел «Собор» УАПЦ, на котором «митрополит» Константин был избран «духовным пастырем» УАПЦ. Решение опять же абсурдное – духовным пастырем является каждый священник и епископ, такой иерархической должности в Церкви нет в принципе. Впрочем, сторонники реформации Православия считают каноны устаревшими и могут выдумать все, что угодно. На практике данное решение означает то, что Константин стал неформальным руководителем УАПЦ. Подобный статус позволяет патриарху Варфоломею контролировать эту организацию. Однако, после отставки кабинета министров Ющенко операция по созданию «Украинской Поместной церкви» приостановилась. Новый импульс ей был придан в результате парламентских выборов 2002 года, когда Ющенко провел в парламент целую антиправославную фракцию. Криминально-террористическая группировка «киевский патриархат», созданная в 1992 году президентом Кравчуком и отлученным от Церкви бывшим Киевским митрополитом Филаретом Денисенко, получила политическую опору в лице Госкомитета по делам религий и предвыборного блока «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко. Достаточно взглянуть на предвыборный список этого блока, чтобы убедиться в том, что там собрались те, кто уничтожает нашу святыню-Православную Церковь.

№6 Григорович Лилия – активистка Украинской греко-католической церкви один из идеологов расчленения Русской Православной Церкви, отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. В 1992 году во время штурма православной епархии участвовала в избиении православного священника Михаила Шувара из Ивано-Франковска, когда его били железным прутом по голове. По вероисповеданию будучи греко-католичкой, Григорович является инициатором создания и активистом депутатской группы «За единую поместную церковь», состоящую из раскольников. Депутатами, вошедшими затем в эту группу, был подготовлен проект поправки к закону Украины «О свободе совести» о поочередном пользовании храмами, принятой в 1993 году Верховной Радой. Эта поправка привела к массовым захватам православных храмов. Регистрировались параллельные греко-католические или «филаретовские» общины, которые требовали своей «очереди» для богослужения и при помощи боевиков УНА-УНСО захватывали храм, силой выдворяя Православную общину. Григорович также является автором известной аналитической записки «О создании единой поместной украинской церкви», которая предусматривает активное административное вмешательство Государства во внутрение дела Церкви. Г-жа Григорович известная сутяга – автор исков к главе пресс-службы УПЦ Московского Патриархата Василию Анисимову, за его журналистские расследования о вербовке украинцев в «горячие точки» СНГ через структуры «киевского патриархата».

№ 8 Заяц Иван – публично сжег российский флаг в Верховной Раде Украины

№ 9 Б.И. Тарасюк – бывший министр иностранных дел Украины, проводивший ярко выраженную антироссийскую и проамериканскую политику, один из главных авторов идеи визита Папы Римского на Украину, выдвинул ее в 1996 году, будучи послом в странах Бенилюкса.

№ 10 Н.Г. Жулинский – бывший вице-премьер правительства Украины по гуманитарным вопросам, занимался искоренением преподавания русского языка в школах и вузах, прилагал большие усилия для вовлечения в украинские церковные дела Константинопольского Патриархата, его вторжения на каноническую территорию Русской Православной Церкви. В 2000 году, когда Архиерейский Собор РПЦ не поддался давлению украинских госчиновников в вопросе предоставления УПЦ Московского Патриархата статуса «автономной церкви», Жулинский заявил, что «от Патриарха Алексия мы ничего другого и не ждем, а вот «киевский патриархат» и «украинская автокефальная церковь» занимают подлинно патриотическую позицию».

№ 11 Я.И. Стецько – член конгресса украинских националистов, сторонник «активной солидарности с братским чеченским народом».

№ 31 И.Ф. Драч - член Рады националистической раскольнической группировки «УПЦ – Киевский Патриархат». Одновременно один из покровителей неоязычества. Под его патронажем в Харькове выходил журнал общества «Просвита» – «Зеркальце», в котором публиковались материалы о том, как «жиды и москали изобрели Православие с целью порабощения истинных арийцев-украинцев». Русская община и еврейские организации Харьковщины подали на редакцию «Зеркальца» в суд.

№ 46 Э.И. Гурвиц – ездил в составе делегации РУХа к Д. Дудаеву

№ 48 Я.М. Кензьер – член «Народного РУХа», один из организаторов раскольнической группировки «УПЦ-Киевский Патриархат», беспорядков в ходе визита Святейшего Патриарха Алексия в Киев в 1990 года, организатор травли одного из самых авторитетных иерархов - митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, занимающего жесткую позицию единства Московского Патриархата.

№ 55 В.М. Червоний – один из организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей и верующих, затем Госкомрелигий издевательски записывал в документах, что по желанию общины храм переведен в «Киевский Патриархат»

№ 58 П.М. Мовчан - член Рады раскольнической группировки «УПЦ – Киевский Патриархат», требовал ликвидации Московского Патриархата на территории Украины. Один из лоббистов неозыческой фашистской секты «Рун-Вира».

№ 98 И.Р. Юхновский – член Рады националистической раскольнической группировки «УПЦ – Киевский Патриархат», требовал привлечения к уголовной ответственности епископа УПЦ Московского Патриархата, Тульчинского архиерея Ипполита за его публичную отповедь националистам и публицистику.

№ 98 Н.И. Поровский - один из организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей и верующих

№ 99 Д.В. Павлычко – член Рады националистической раскольнической группировки «УПЦ – Киевский Патриархат»

И это далеко не полный перечень.

Когда мы называем «Киевский патриархат» «криминально-террористической группировкой», мы имеем к этому веские основания.

Когда Филарету понадобились храмы (надо же было хоть как-то оправдать, что его структура зарегистрирована в качестве религиозной организации, а не политической партии или, скажем, общества с ограниченной ответственностью), волна жестокого и грубого насилия захлестнула Украину. Филаретовцы и унсовцы захватили десятки храмов, откуда были изгнаны общины Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Напомним только о показательных событиях в Луцке и Ровно, которые являются типичным примером излюбленной методики действий «киевского патриархата». В Луцке захват Свято-Троицкого кафедрального собора Украинской Православной Церкви сопровождался жестоким избиением священнослужителей и верующих. Зверски были избиты протоиерей Леонид Мельничук, которому филаретовские боевики разбили голову железным прутом, и протоиерей Петр Муляр. Одна из прихожанок собора, которой были нанесены тяжкие телесные повреждения, через некоторое время скончалась от полученных травм.

Практически одновременно со штурмом собора был захвачен Свято-Феодосиевский храм Луцка. При этом были зверски избиты священники и прихожане храма. Настоятеля протоиерея Валентина Негоду боевики пропускали сквозь строй, жестоко били, вырывали волосы.

Попытавшийся поднять вопрос о возвращении храмов Украинской Православной Церкви, митрополит Луцкий и Волынский Нифонт также подвергся нападению филаретовских боевиков. Ему перерезали вены на правой руке и попытались убить. Покровительство экстремистам со стороны высшей власти в Киеве не позволило завести ни одного уголовного дела по вопиющим фактам покушения на убийство, избиений, пыток.

10 февраля 1994 года Хмельницкий областной суд издал распоряжение №3-1 о признании недействительной передачи Свято-Троицкого собора, зданий церковной канцелярии и семинарии «киевскому патриархату». Суд обязал Луцкую областную администрацию возвратить собор верующим Украинской Православной Церкви. Данное решение было впоследствии подтверждено Верховным Судом Украины. Аналогичные судебные постановления были вынесены в отношении Свято-Феодосиевского храма и ряда других. Тем не менее, храмы до сих пор находятся во владении «киевского патриархата». Эти храмы не посещаются верующими Украинской Православной Церкви, которые вынуждены молиться в специально переоборудованном для проведения богослужений складском ангаре.

По воспоминаниям заместителя Председателя Союза православных братств Украины игумена Тихона (Жилякова), Воскресенский собор в Ровно штурмовали не один раз. Сначала филаретовцы ворвались в храм, избили, облили кислотой священнослужителей и верующих, водворили на горнем месте в алтаре портрет Т.Шевченко и флаг Украины, а затем ретировались. Вскоре на атобусах подъехали около двух тысяч унсовцев из Галиции и при поддержке местного ОМОНа принялись зверски избивать беззащитных верующих. После того как филаретовцы овладели собором, Госкомрелигий издевательски записал в документах, что «по желанию общины» храм переведен в «киевский патриархат». Требования судов вернуть собор Украинской Православной Церкви, разумеется, до сих пор не приведены в исполнение. О внешнем терроризме «киевского патриархата» написано и сказано уже немало. Помимо торговли оружием одним из излюбленных и, есть основания полагать, прибыльных занятий филаретовцев были вербовки, которые осуществлялись через структурное подразделение «киевского патриархата» – «Чин Святителя Илариона», а также через УНА-УНСО. Устав «Чина» был заверен лично Филаретом, юридическим адресом являлась резиденция «патриархии» на Пушкинской. Десятки боевиков прямо там и были завербованы. Воевали потом хлопцы из Украины в Грузии - против Абхазии, в Азербайджане - против Армении, в Чечне - против подразделений российской армии.

Филаретовский террор не обошел стороной и Новороссию, Одессщину. В январе 2002 года был захвачен, жестоко избит и насильственно увезен в Киев священник Одесской митрополии УПЦ Московского Патриархата Сергий Орза.

Есть еще один серьезный аргумент – активное участие раскольничьего "Киевского патриархата" в террористической войне против России. Глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов написал блестящую книгу "К истории автокефального и филаретовского раскола на Украине" , где подробно и аргументировано описывается история того, как долгие годы "Киевский патриархат" был "крышей" для вербовки украинских боевиков в Чечню, которые происходили прямо в резиденции Денисенко на Пушкинской улице, 26.

Зато после «оранжевой революции» «работа адова» закипела с новой силой, «процесс пошел». Сначала была организована информационно-политическая кампания по обвинению УПЦ Московского Патриархата в поддержке Януковича (эта поддержка имела место и этого нечего стесняться – Виктор Янукович является воцерковленным православным христианином, духовником которого был знаменитый донецкий схиархимандрит Зосима). Затем вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко публично обвинил Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата в «отрицании украинской нации и разжигании межконфессиональной, межнациональной и межрегиональной розни». Ровенским губернатором назначается непосредственный организатор захватов храмов Василий Червоний, а на должность руководителя Правительства Крыма проталкивается глава «Комитета по защите украинских святынь», требующий изгнания канонической УПЦ Московского Патриархата из Киево-Печерской и Почаевской Лавр, Анатолий Матвиенко.

 23 апреля накануне праздника Входа Господнего в Иерусалиму в г. Тараща Белоцерковской епархии (Киевская область) боевиками Киевского патриархата в количестве 60 человек был захвачен православный храм. Церковь была окружена милицией, которая не допускает прихожан к храму. На месте инцидента находился Глава Киевской областной госадминистрации Евгений Жовтяк. На Буковине раскольники не скрывают своих намерений. Кроме уже захваченных храмов они указывают и на ряд других церквей, поставленных ими «на очередь». Это православные святыни в селах Ржавенцы, Васьшив, Горишни Ширквцы, Малый Кучурив, Добрынивцы, Бабин в Заставновском районе. Также — села Ясены, Снячив, Михальча, Панка Великий Кучурив Сторожинецкого района, села Пригородок, Грозинцы, Круглык, Рашкив Хотинского и другие села Кицманского, Путильского и Кельменецкого районов.

 

Костинцы, Свято-Михайловский храм

17 марта в селе Костинцы Сторожинецкого района, по инициативе группы сторонников КП, было организовано собрание жителей села, на котором, как водится, «единогласно» решили передать Свято-Михайловский храм УПЦ раскольникам. Собрание проходило под руководством местных властей и клириков КП, в присутствии представителя ОДА П. Кишука. Тот факт, что православных верующих на собрание забыли пригласить, никого не смутил. Причем, община УПЦ зарегистрирована 8 октября 1991 года (решение Облисполкома №251) и храм был передан ей в собственность (20.11.1991 №298), новоиспеченная община КП даже не зарегистрирована. В результате такого решения, Свято-Михайловский храм был силою захвачен. Насильно захватчики забрали ключи, кассу и все церковное имущество, с угрозами выгнали священника.

19 марта настоятель храма протоиерей Николай Горбуль имел намерение совершить Богослужение в захваченной церкви, но был силою выдворен. При инциденте присутствовали бездействующие представители милиции, СБУ и властей.

Православные, лишившись храма, обратились к сельскому голове с просьбой найти им помещение для молитвы. Власти категорически отказали просителям. Богослужение в данное время верующие совершают в небольшом частном доме.

 

Шубранец, Свято-Георгиевский храм

Второй «горячей точкой» в епархии стал Свято-Георгиевский храм в селе Щубранец Заставновского района. Община УПЦ в Шубранце зарегистрирована 9 октября 1991 года (решение Облисполкома №270) и храм передан им в собственность (20.11.1991 №298). В селе имеется также община «КП» зарегистрированная в 1992 году, которая никак себя не проявляла все прошедшие 13 лет. Однако, правдами-неправдами теперь они собрали 423 подписи и 13 марта, при помощи приезжих раскольников, не допустили настоятеля в храм. 24 марта появилась газета «Час» (ч. 12) с карикатурой на православного священника на первой странице и с крупной оранжевой надписью «Шубранець йде від Москви до України» над материалом, в котором обливалась грязью и клеветой УПЦ. Газета лживо заявила, что «за 2 месяца почти в 30 селах люди перешли в Киевский патриархат». Очевидно, это было знаком к действию и разрешением власти на них. Шеф-редактором газеты «Час» является П. Кобевко — советник нового Головы ОДА М. Ткача. 27 марта активисты КП в с. Шубранец, при поддержке сельского головы, провели в сельском клубе голосование по вопросу перехода храма в КП. Православные в нем не участвовали, протестовали и собрали 544 подписи под протестом, но их мнение, похоже, никого не интересует. По просьбе православных, в конфликт вмешались районная прокуратура и милиция. Прокурор района на встрече представителей православных и раскольников взял с обоих сторон подписку о неиспользовании ими силовых методов и противоправных мер. И хотя раскольники дали такие гарантии, 3 апреля они сорвали замок на дверях и вошли в храм. Совершено открытое беззаконие — самозахват церковного помещения. Православные вынуждены были молиться на церковном дворе.

Лидеры раскольнического «Киевского патриархата» публикуют списки «врагов народа». «Митрополит» Днепропетровский раскольнического «Киевского патриархата» Адриан (Старина) распространил заявление распространил «Обращение» к Президенту Ющенко, в котором не только высказывает вздорные претензии на святыни Днепропетровска, но и опубликовал целый список «врагов народа» из епископов Украинской Православной Церкви. «Враги»-иерархи ранжируются Адрианом на «предателей украинского народа», украинцев в кавычках» и представителей других, неукраинских, наций, в первую очередь «евреев»: «Митрополит Одесский Агафангел (Саввин, россиянин), Митрополит Черновицкий Онуфрий (Березовский, румын), митрополит Крымский Лазарь («перевертыш-янычар», «украинец» родом с Почаева), архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий («еврей»), архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан (чуваш, агент РПЦ МП), архиепископ Тернопольский Сергий (Генсицкий, «молдавский еврей»), архиепископ Черкасский Софроний («украинец»)…

Архиепископ вышеупомянутой "Украинской Православной Церкви в США" Всеволод Майданский сделал 24 марта 2005 года на встрече с В. Ющенко повторил бредовое заявление, что Константинопольский патриархат не признает и никогда не признавал передачи Киевской митрополии в лоно Московского патриархата в 1686 году. Архиепископ Всеволод, как и большинство других украинских автокефалистов, является человеком унии в православной среде. Он неоднократный участник Синодов Украинской греко-католической церкви, заявлявший, что именно она является преемником «древней Киевской Церкви».

Лидеры т.н. "Украинской Православной Церкви" в США юрисдикции Константинопольского Патриархата (это представители раскольнической группы "Украинской Автокефальной Православной Церкви", не имеющие апостольского преемства, были приняты в церковное общение "в сущем сане" Константинопольским Патриархатом" в 1995 году . Этот антиканонический шаг не был признан Русской Православной Церковью) намерены создать к Пасхе-2005 "параллельную юрисдикцию" на Украине. Константинопольский патриарх Варфоломей намерен признать эту юрисдикцию, которая получит поддержку новых украинских властей. Новая квазиканоническая структура (кодовое название "каноническая Украинская Автокефальная Церковь") , которую возглавит либо известный криптокатолик Всеволод Майданский, либо его сподвижник, глава "УПЦ в США" Константин Баган, должна будет перетянуть всех сторонников "канонической автокефалии в УПЦ МП" . "Киевский патриархат" вольется в новую структуру, а его глава Денисенко должен быть отправлен на покой. Как указывают те же источники, этот сценарий обсуждался во время встречи Всеволода Майданского с В. Ющенко 24 марта 2005 года.

Определенное влияние на развитие ситуации играет и супруга Ющенко так как "УПЦ в США" тесна связана с теми кругами украинской диаспоры, к которым она принадлежит. Немаловажную роль в этой авантюре играет и неофициальный "штаб" по созданию "Единой Поместной Церкви", возглавляемый госсекретарем Украины А. Зинченко. "Рупорами", "спикерами" этого неформального "штаба" являются лица, формально принадлежащие к канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата – мирянин Черноморец и священник Дудченко, прямо провоцирующие вмешательство Константинопольского Патриархата на чужую каноническую территорию. Согласно церковным канонам, вмешательство любого епископа, даже из одной Поместной Церкви, из соседней области, на территорию другого, является расколом, а его организаторы подлежат лишению сана и отлучению о церковного общения. Согласно св. канонам, действия группы лиц, формально входящих в УПЦ МП, и провоцирующих вмешательство Константинопольского Патриархата на Украину, являются расколоучительством со всеми вытекающими каноническими последствиями. Как нам известно, указанная "группа Зинченко" совершила первый визит в Константинопольский патриархат в начале 2005 года. Противозаконное вмешательство Варфоломея на Украину планировалось прикрыть благим делом – принесением в Киев св. мощей великих учителей Церкви св. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Этакое изощренное кощунство, циничные игры на святынях. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата должна встретить новые испытания единой и монолитной, без "пятой колонны".

 

Догматическая, каноническая и историческая оценка идеи «Украинской поместной церкви»

 Следует обратить внимание на то, что планируемую структуру будет невозможно считать православной и по каноническим, и по догматическим причинам. Сами униаты признают, что идея «Киевского патриархата» принадлежит им. Так, в 1996 г. на симпозиуме “400 лет Брестской унии. Критическая переоценка”, состоявшейся в г.Нейменген, Голландия, доктор Фрэнсис Томпсон (Антверпенский университет, Бельгия) утверждает, что униатский митрополит В.Рутский направил в 1624 г. в Рим план создания униатского Киевского Патриархата. Согласно этому плану “после избрания Патриарха, он и его епископы-коллеги принесут присягу Святому Престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали “благочестивым мошенничеством”, Рутский направил в Рим в 1624 г. (400 лет Брестской унии. критическая переоценка. М. Издание Библейско-Боголовского ин-та. 1998). Все это как нельзя более актуально – всем должно окончательно стать ясно, откуда проекты “Украинской Поместной Церкви”, “украинской автокефании”, “каноничной”, или “неканоничной”, “Киевского Патриархата” и т.д. Уникальным документом, также подробно иллюстрирующим, кто стоит за проектом украинской автокефалии, является записка униатского митрополита Андрея Шептицкого, публикуемая ниже.

В 1912 году, в преддверие первой мировой войны, Шептицкий составил для Австрийского императора записку следующего содержания:

«Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию Русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу военной, правовой и церковной организации края… для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России…

Церковная организация:

Эта организация должна бы преследовать ту же цель: возможно полнее отделить украинскую церковь от русской.

Не касаясь вероучений… следовало бы издать ряд церковных постановлений (например, украинская церковь изъемлется из ведения петербургского синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за его Величество (австрийского императора – К.Ф.), соответственные (великорусско-московские) святые вычеркиваются из календаря…

Все эти декреты могли бы от имени «митрополита Галицкого и всей Украйны» постановить все то, что было бы соответственным и согласным с основаниями восточной церкви, традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией.

Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постановлениям восточного церковного права и традициям моих предшественников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях…

Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, которые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет устранить, заменив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения.

Рим впоследствии согласился бы с этими постановлениями и назначениями. Одобрят их и восточные патриархи, оплаченные правительством….

Таким путем единство украинской церкви будет сохранено или создано, и отторжение ее от русской будет прочно и основательно установлено. Канонические основы для такого образа действий приемлемы с точки зрения католической, а сточки зрения восточноправославной законны, логичны и не требуют объяснений (? ! - К. Ф.).

Признание всего этого я мог бы провести в Риме, или, вернее, я уже в значительной степени все подготовил…»

 Упомянутый архиепископ Всеволод Майданский униат по вере. Он постоянный участник Синодов Греко- Католической церкви, прямо заявляющий, что Украинская Греко-Католическая церковь является преемницей древней Киевской Церкви. Такие «мелочи», как сослужение с униатами для него норма. Его ближайший соратник на Украине глава "Харьковской епархии УАПЦ" Игорь Исиченко такой же. С его легкой руки в возглавляемой им «харьковской коллегии» значительной частью преподавательского состава составляют греко-католические преподаватели униатской духовной академии во Львове. Собственно, свою позицию Исиченко ясно выразил на «Берестейских чтениях», посвященых 400-летию Брестской унии, 20-23 июня 1995 года в Харькове. Его доклад был посвящен выдающейся роли, которую, по мнению Исиченко, сыграла уния в развитии украинской духовной культуры и сохранении национальной самобытности украинского народа», а 5 ноября 1994 года он отслужил в раскольническом Димитриевском храме Харькова панихиду по униатскому митрополиту Андрею Шептицкому, подчеркнув «его выдающееся значение в деле становления украинской национальной идеи» («Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период» В. Петрушко, Из-во Св. Тихоновского богословского института,М.1998).

Очень важен и межправославный контекст заявлений Майданского.

Одновременно с украинскими событиями происходит т.н. "оливковая революция" в двух поместных церквях — Элладской и Иерусалимской, главы которых не находятся, как Константинопольский Патриарх Варфоломей, на американском крючке и смеют проводить независимую церковную политику. Евробюрократия предприняла беспрецедентную попытку по дискредитации и смещению главы Элладской православной церкви архиепископа Христодула. Церковь и ее главу обвинили в торгово-экономических преступлениях (пресловутые "водка и сигареты" на греческий манер). В результате в Греции создан светский Контрольный совет, который будет контролировать церковный бюджет и назначение епископов. В эти же дни происходит попытка сместить иерусалимского патриарха Иринея (которая полностью удалась – ред.) по уже отработанной схеме церковного переворота. Очевидно, что Константинопольский Патриархат стремится контролировать Элладскую и Иерусалимские Поместные Церкви, которые до сих пор блокируют его украинские авантюры.

Одновременно Соединенные Штаты развернули информационную войну против Русой Православной Церкви. Статья «Возвышение митрополита Кирилла» появилась во влиятельной американской газете «Вашингтон таймс» (номер от 25 января 2005 года). Эта программная публикация направлена против одного из ведущих иерархов и интеллектуалов Русской Церкви – митрополита Смоленского и Калининградского.

«Статья Пола Гобса полна домыслов и набивших оскомину клише на тему «Церковь и КГБ». Но дело не в этом. Опус достоин внимания потому, что «Вашингтонский ЦК» впервые открыто провозгласил митрополита Кирилла своим врагом. Ему прямо инкриминируются вредные для США проекты. Приведем выдержки из скандальной публикации в «Вашингтон таймс»: «Митрополит Кирилл играл ключевую роль в разрешении конфликта вокруг проблемы по поводу подчинения православных церквей в Эстонии, добивался восстановления отношений с Русской Православной Церковью Заграницей, а также представлял Москву на многих международных религиозных мероприятиях. Сегодня перед Кириллом стоят новые задачи и в России, и за рубежом. Он наверняка возглавит борьбу за то, чтобы после «оранжевой революции» на Украине украинские православные приходы не стали переходить из-под юрисдикции Московского Патриархата к украинским православным иерархам или Патриархату Константинополя. Одновременно митрополит продолжит свою кампанию за усиление роли Православия в жизни россиян и ограничение деятельности в России миссионеров нетрадиционных религий, особенно католиков... Посему деятельность этого церковного иерарха, который намерен еще энергичнее орудовать духовным мечом и щитом в России и на Украине, заслуживает самого пристального внимания», – пишет «Вашингтон таймс».

Отныне Вашингтон открыто заявляет о своих целях, не прячась за московских и киевских грантоедов.

Вашингтон прямо провозгласил, что после «оранжевой революции» стратегической задачей является расчленение Московского Патриархата как последней единой структуры исторической Руси. Вашингтон поддержал украинские раскольнические группировки и антиканоническую интервенцию Константинопольского Патриарха на Украину и в Эстонию.

Кроме того, устами газетчика Вашингтон заявил, что «ЦК» не нравится восстановление единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. С именем митрополита Кирилла Вашингтон прямо связывает вопросы сохранения единства Русской Церкви на всей ее канонической территории и восстановлении единства с Зарубежной частью Русской Церкви.

Теперь мы видим, в каком контексте действуют стамбульский иерарх Варфоломей, украинские раскольники и их политические покровители и антицерковное лобби в России. Их адресная ненависть к митрополиту Кириллу, искусственные попытки создания раскола в России, попытки столкнуть ненавистного Вашингтону иерарха с единомышленниками в вопросе возрождения сильной, единой и неделимой Русской Церкви, попытки сорвать восстановление единства между Московским Патриархатом и РПЦЗ (в том числе через создание соответствующего лобби в Московском Патриархате, и в РПЦЗ), кампании против «Основ православной культуры» в школе и создания православного телеканала на российском телевидении – все это развитие «руководящих и направляющих» указаний Вашигтонского ЦК, который решил, что дело сделано, и можно перестань скрываться за спинами киевских и московских иудушек-грантоедов. Московская ультралиберальная пресса во главе с «Новыми известиями» активно поддерживает идею «украинской поместной церкви» и также активно борется против воссоединения Московского Патриархат а и Зарубежной Церкви. Статья в «Вашингтон Таймс» стала лишь началом активной кампании в СМИ США в поддержку Варфоломея и «Киевского патриархата».

 

Каков же православный ответ?

1. Стойкость и твердая позиция. Все эти действия константинопольского патриархата неканоничны, Церковь не может участвовать в "объединительном процессе" с раскольниками, тем более поддерживать прецедент вмешательства на чужую каноническую территорию, православный народ потребует прекратить вмешательство государства в церковные дела.

Как известно, Константинопольский Патриархат в 1920-е годы поддержал инспирированный большевиками "обновленческий раскол", но Церковь патриарха Тихона, не идя на уступки, в итоге выиграла.

2. Действия Константинопольского Патриархата приведут к катастрофе Православия на Украине, и не только на Украине. Их следует характеризовать как:

а) Раскол. Ибо, вмешательство одной поместной церкви на территории другой является расколом. И никакие действия, рукоположения, крещения и прочие церковные действия не могут быть признаны согласно святым канонам.

б) Принимая самосвятов из УАПЦ и «в сущем сане» Константинопольский Патриархат уже имеет в своем составе «епископов» и «священников», не имеющих апостольского преемства.

Таким образом, каноническое положение Константинопольского Патриархата вообще сомнительно. Эти его действия вообще являются не только вмешательством на каноническую территорию РПЦ, но и разрушением Православия.

3. Демагогией является и заявление Константинопольского Патриархата о желании содействовать преодолению раскола на Украине.

Пора поставить все точки над i – никакого раскола Православия на Украине не существует. Подавляющее большинство православных Южной Руси находятся в канонической Церкви Московского Патриархата и выступают категорически против автокефалии и смены юрисдикции. Две раскольнические группировки, т.н. «Киевский патриархат» и «УАПЦ», являются маргинальными, малочисленными, никого не представляющими. Они существуют только за счет поддержки государства и нацистских политических сил, а также Ватикана и США. Вспомним, что большевики точно так же создали обновленческий раскол, обновленцам было передано большинство храмов, однако этот карманный суррогат Церкви не имел и не мог иметь народной поддержки. Когда в 1943 году в обновленцах отпала надобность и власть перестала его поддерживать, обновленческий раскол исчез в течение года, его лидеры, без всяких условий, согласились войти в Русскую Православную Церковь как обычные священники и миряне, так как, их «иерархии» и «священства» никто никогда не признал бы. То же самое будет и на Украине. Не помогло обновленцам и то , что в 20-е годы их , между прочим, признал Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис). Не поможет и нынешним украинским раскольникам вмешательство Константинопольского Патриархата.

 Итак, очевидно, что гипотетическая «Поместная Украинская церковь» не будет православной, в ней не будет даже апостольского преемства. Поэтому ни один сознательный православный христианин на Украине не пойдет в юрисдикцию Константинополя. У православной стороны есть примеры для подражания. Мы уже упоминали о позиции Патриарха Тихона по отношению к "обновленческому расколу". Он очень четко повел себя в ситуации, когда поддержка большевиками на Украине автокефалистов и обновленцев. В критической ситуации, когда в Киеве остался только один православный храм, все остальные несколько сотен власти передали раскольникам и погром Русской Православной Церкви достиг апогея, Патриарх Тихон своим указом от 24.03 (06.04.-по новому стилю) ввел на Украине прямое патриаршее управление, взял таким образом руководство Украинской Автономной Церкви на себя, отменив из-за чрезвычайной ситуации автономию, дарованную Киевской митрополии Собором 1917-18 годов. А несколькими годами ранее, когда польские власти пытались навязать Варшавской митрополии автокефалию, Святитель Тихон сделал уполномоченному по польским делам в Москве следующее заявление:

«…Перед Генуэзской конференцией полномочный по польским делам в Москве вновь явился к Патриарху разведать, как последний отнесется к новой затее, все в том же направлении – отторгнуть православное население от Русской Церкви.

-А что, Ваше Святейшество, – спросил полномочный, – что, если собирающиеся в Варшаве епископы объявят автокефалию?

Патриарх встал, оперся руками о стол и сказал:

- А если они осмелятся самочинно объявит автокефалию, то я у них, как сынов противления, отыму и автономию». (Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковной Власти 1917-1943,М.Св. Тихоновский богословский Ин-т,1994,стр.191).

Таким образом, у нынешнего Патриарха Московского и всея Руси есть великий молитвенник.

 

Мученики за веру, от автокефалистов убиенные

Помимо твердой канонической позиции давно пора прославить тех мучеников и исповедников Западной Руси которые пострадали за Святое Православие от рук «мазепинцев» и униатов.

1. Священномученика Максима Сандовича, священника и духовного лидера карпаторусского народа лемков, зверски убитого австрийскими властями в 1914 году. Священномученик преставился со словами : «Да живет Святое Православие, да живет русский народ». Отец Максим уже канонизирован Русской Зарубежной и Польской Православной Церквями. Однако, его канонизация Поместной Русской Церковью крайне необходима для закрепления канонических позиций РПЦ на Украине.

2. Очень важно общецерковно прославить месночтимого Схиархимандрита Алексия (Кабалюка), ск. в 1947 году, выдающегося карпаторусского миссионера, благодаря подвижническим трудам которого около миллиона карпатороссов вернулось из унии к вере отцев – Святому Православию. Убедительным доказательством святости отца Алексия является обретение его нетленных мощей в феврале 1999 года.

3. Протопресвитера Гавриила Костельника, убиенного в 1947 бандеровцами за верность Православной Церкви.

4. Митрополита Киевского Алексия (Громадского), убиенного бандеровцами в 1943 году за верность Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу.

5. Епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского), убиенного бандеровцами в 1944 году за верность Матери Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу. Материалы к житиям этих священномучеников имеются у преподавателя Св. Тихоновского богословского Института В. И. Петрушко и преподавателя МДА протоирея Владислава Цыпина.

 

Церковно-политический аспект

Основной ошибкой Варфоломея является то, что он открыл войну на три фронта – в Элладской Церкви, Иерусалимском Патриархате и на Украине. В сложившейся ситуации Русская Церковь способна объединить вокруг себя все силы православного сопротивления новому мировому порядку, всех предстоятелей православных церквей, которых хотят смести антиправославные силы, собрать в Москве всеправославное совещание и, помня, что Константинопольский патриархат никого и ничего не представляет, раз и навсегда решить проблему его неопапистских притязаний и вызывающе антицерковных действий. Российское общество и политические элиты должны понять, что на наших глазах уничтожается последняя сила, связывающая Украину с Россией. Разрушение Церкви — это прелюдия к разрушению России, к разрушению святыни единства народов, вышедших из Киевской крещальной купели.

Не менее важным является и заключение политического альянса между Московским Патриархатом и государственной властью России, неофициального (а затем и официального) "конкордата".

Исходя из того очевидного факта, что только в системе координат восточнохристианской цивилизации Россия несёт столичные функции (во всех остальных – западноевропейской, американской, исламской, буддистской она является провинцией), РПЦ и Государство проводят совместную политику консолидации Православных Церквей и государств вокруг России. Важным инструментарием такого собирания должно стать создание православного аналога "Международной исламской конференции" – организации "Международная православная конференция" с политическими, экономическими и медийными структурами. РПЦ и государство совместно нейтрализуют действия антицерковных сил и Константинопольского Патриархата.

РПЦ и Государство осознают, что Московский Патриархат является единственной мощной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве с центром в Москве, и видят сохранение единства и целостности РПЦ стратегическим пунктом внешней политики России. РПЦ и государственная власть осознают, что сохранение Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата является архиважной задачей и компромисс в этом вопросе невозможен. Церковь и Государство используют все свои формальные и неформальные возможности и методы для закрепления Украины в канонической территории Московского Патриархата.

Исходя из печального опыта "оранжевой революции" на Украине государственная власть признает в Церкви силу, имеющую многовековой опыт борьбы с революциями и востребует его.

Исходя из необходимости борьбы с революционными проектами в России и того очевидного факта, что Россия станет привлекательным центром консолидации православного сообщества только в том случае, если станет страной эталонных церковно-государственных отношений, власть идет навстречу РПЦ в таких вопросах, как создание православных телепрограмм на общенациональных телеканалах, введение в школах "Основ православной культуры" и пиар-кампания этих проектов на территории православного мира как обоснование безальтернативности и привлекательности пророссийского вектора.

Материал взят с - www.otechestvo.org.ua

Найти другие материалы в Интернете>>>

 

Высказаться | Обсудить

 

РОССИЙСКАЯ  ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

 

Hosted by uCoz